Материал к экскурсии "Религия славян"Материал к экскурсии "Религия славян"
Используются материалы стенда "Религия славян".
Метод проведения экскурсии - комплексный, сочетающий демонстрацию экспонатов, устное изложение материала, показ иллюстраций.
Текст (краткий конспект)
        Изучение религиозно-мифологических представлений славян-язычников  основано на свидетельствах письменных источников, археологических находках остатков святилищ и кладбищ, культовых предметов.  Это упоминания в летописях, идолы богов, "поля погребений" раннеславянских археологических культур, древнерусские курганы, языческие обереги и т.д.
        Система верований древних славян складывалась на протяжении длительного времени, и в ней отразилось стремление людей понять окружающий мир.
        Восстанавливается пантеон языческих богов, сюжеты и персонажи славянской мифологии, ее структура. Развитие славянского язычества представляется следующим образом:
1. первоначально существовал культ благожелательных и враждебных духов, наполнявших природу;
2. затем возник культ земледельческих божеств - "Рода и рожениц";
3. выдвигаются на первый план и появляются новые персонажи, связанные прежде всего с определенными силами природы и занятиями населения: Перун - бог-громовержец, связанный с воинскими культами, Ярило - бог солнца, плодородия,  Даждьбог - бог солнца, весны, Стрибог - бог ветра, Мокошь - богиня плодородия и др. В Киевской Руси Перун становится главным богом княжеско-государственного культа;
4. после принятия христианства в 988 году в Киеве язычество еще долгое время продолжало существовать в "украинах" государства, среди сельского населения.
        Вплоть до XIII в. население Древней Руси, в особенности сельское, сохраняло языческое мировоззрение. Об этом свидетельствует курганный погребальный обряд, сохранявшийся вплоть до сер.XIII в., а также находки разнообразных предметов, связанных с языческими культами и языческой обрядностью. Это прежде всего амулеты-обереги, украшения с заклинательной символикой - солярной, лунной, водной и др.
        Вместе со славянскими племенами, составившими основу древнерусской народности, элементы языческих представлений прочно вошли в духовную культуру Древней Руси и продолжали сосуществовать с христианской культурой вплоть до позднего средневековья. По археологическим материалам возможно проследить процесс христианизации населения Руси.
        На территории Верхневолжья об этом сложном процессе, существовании "двоеверия" свидетельствуют  находки предметов христианского культа в курганных могильниках, особенности погребального обряда. Так, основным изменением в курганном обряде явился переход от трупосожжения к трупоположению. К XII в. появляются погребения в подкурганных ямах. Уменьшается количество предметов, которые кладут вместе с умершим. Привески-крестики и нательные христианские кресты соседствуют с языческими амулетами - ложечками, ключами, бубенчиками. На территории Верхневолжья существуют курганы с каменными крестами на вершинах (Старицкое Поволжье).
        В городах христианство усваивается гораздо быстрее, начинают строиться церкви и монастыри. Остатки плинфяного храма конца XII в. обнаружены в Торжке.  Территория Тверского края в средневековье была стыком границ нескольких епархий, совпадавших с Московским, Тверским  княжествами и Новгородской республикой. Самостоятельная Тверская епархия оформилась лишь к XIX в.

Вспомогательный материал:
Иллюстрации
1. Збручский идол
2. Составные привески из древнерусских курганов.
3. Спасо-Преображенский собор в Твери (фото) и др. фото древнерусских храмов.

Литература
Золотов Ю.М. Изваяния языческих богов на Руси (письменные известия и устные предания)// СА.-1985.-ь4.-С.234-236.
Комаров К.А., Елкина А.К. Курганный могильник в окрестностях г.Старицы// Восточная Европа в эпоху камня и бронзы.-М., 1976.-С.226-238.
Мусин А.Е. Христианизация тверского края и проблемы образования Тверской епархии (историко-археологический аспект)// Тверской археологический сборник.Вып.1-Тверь, 1994.-С.256-260.
Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян.-М., 1993.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.-М., 1987.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.-М., 1981.
Славянская мифология// Мифы народов мира.-Т.II.-М., 1992.
 
 

Copyright АМТвГУ, 2002