В настоящее время возрос интерес к музейной проблематике, в связи с увеличением числа музеев, развитием культурологического туризма. Увеличился спрос на подготовленных специалистов. Методическое пособие предназначено для студентов исторического факультета и направлено на закрепление знаний по основам музееведения, первоначальных навыков музейного дела при прохождении музейной практики.
        Методическое пособие освещает теоретические основы музееведения, ряд ключевых понятий и направлений музейного дела. Основное внимание направлено на рассмотрение основных направлений фондовой работы и вопросов музейной коммуникации, экскурсионной работы. В приложении к методическому пособию содержатся материалы, характеризующие фонды и коммуникационную деятельность Археологического музея ТвГУ. Представлены развернутые и краткие планы экскурсий, разработанные на материалах экспозиции и вспомогательных материалов музея, проспекты выставок, отражающие специфику комплектования и исследования фондов музея.
        Под музейным делом принято понимать функционирование музея, включаю-щее такие направления, как фондовая работа, осуществление коммуникационной деятельности, экспозиционная и экскурсионная работа, музейное законодатель-ство, охрана памятников и т.д.
1. Фондовая работа - основа деятельности музея, т.к. она включает в себя комплектование, хранение (юридическое и физическое) и изучение музейных предметов, являющихся сущностным признаком музея, составляющих основу музея как социального института. Фонды - это совокупность музейных предметов и относящихся к ним вспомогательных материалов, которые принадлежат музею и по-стоянно пополняются, определяя его профиль.
        Комплектование фондов - это выделение из окружающего вещного мира предметов и включение их в собрание музея как исторических источников для документирования исторического процесса. Комплектование - это отбор, собирательская работа, которая предполагает выборочность. В связи с этим в музееведении важно такое понятие, как тезаврирование - определение ценности предмета. Комплектование осуществляется в соответствии с профилем музея и конкретными задачами: изучение определенной археологической культуры, эпохи, памятника  и т.д.
        Комплектование включает в себя следующие основные этапы:
1. выделение проблемы;
2. определение объектов изучения;
3. выявление предметов музейного значения;
4. приобретение и превращение в музейный предмет.
        Источники комплектования могут быть как определенными в ходе плановых исследований, так и случайными. С ними неразрывно связаны методы комплектования, которые разрабатываются и применяются в музеях: от простого приема до розыска, в ходе которого ведутся наблюдения за определенными кругами источников.  Приобретенные предметы образуют ядро музейного собрания и являются фундаментом всей деятельности музея.
           Хранение музейных фондов является важнейшей задачей музея. В целом можно сказать, что хранение осуществляется в 2-х направлениях - юридическое хранение и физическое хранение. Юридическое хранение музейных фондов осуществляется с помощью ведения музейной документации. Весь комплекс музейной документации отражает существование предмета в музейных фондах. Он предусматривает закрепление принадлежности предметов данному музею, его отдельной коллекции.  Документация учета, система бумажных и электронных каталогов, шифров и условных обозначений позволяет организовать контроль за состоянием музейных фондов, изменениями, происходящими в них, следить за перемещением и изменением физического состояния предметов, а также помогает осуществлять исследования в области соответствующих дисциплин. В частности, использование электронных многоуровневых каталогов в музеях обеспечивает оперативный многоаспектный поиск и облегчает доступ к информации о музейных предметах.
        Физическое хранение направлено на создание оптимальных условий, предотвращающих физико-механические и химические изменения музейных предметов. Соблюдение режима хранения (температурно-влажностного, светового, биологического и др.) позволяет защитить предметы от воздействия окружающей среды и замедлить процессы их естественного старения.
        Изучение музейных предметов имеет самостоятельное значение, а также  помогает осуществлять функции комплектования и  хранения. Любая вещь обладает рядом  свойств, следовательно, определить свойства вещи, описать их - значит изучить вещь. От того, насколько подробно и точно описан предмет, зависит степень и глубина познания объекта.
        Изучение музейных предметов может включать в себя атрибуцию (определение) предмета, классификацию и систематизацию, интерпретацию.
        Атрибуция предмета - это определение его основных признаков. Системный подход к изучению вещи предполагает рассматривать следующие основные ее свойства: морфологию, технологию, материал, функцию. При атрибуции музейного предмета определяются хронология, место создания, авторская принадлежность и другие аспекты истории бытования вещи. Например, атрибуция археологического предмета - это определение, в первую очередь, его  вещественных свойств, а также принадлежности к определенному хронологическому периоду, археологической культуре. В работе по атрибуции предметов музееведам помогают различные каталоги, определители, справочники по отдельным категориям предметов (по оружию, ювелирным украшениям, посуде и т.д.). В работе с археологическими предметами необходимо знание археологических культур, отдельных видов памятников, использование специальной литературы для поиска аналогий.
        Для упорядочения всего объема информации о предметах в музее проводится классификация предметов. В отдельных научных направлениях и дисциплинах существует большое количество классификаций - систем соподчиненных совокупностей предметов (или понятий), объединенных по определенным признакам (например, в биологии). В музейном деле классификация предметов необходима, прежде всего, как система обеспечения хранения предметов и поиска информации о них. Общая классификация музейных предметов делит их по типам источников - например, письменные и вещественные. Существуют более сложные классификации, основанные на хронологических, географических, технологических и других признаках предметов. Например, в фондах археологического музея предметы могут разделяться по географическому признаку - происхождению из того или иного археологического памятника. Далее классификация предметов может проводиться на основании их материала (керамика, стекло, металл и т.д.), функции (посуда, украшения, оружие) и т.д.
        Интерпретация - это истолкование предмета как источника знаний и эмоций. Восстанавливается история бытования предмета. Для археологических предметов часто совмещаются атрибуция и интерпретация.
        Изучение музейного предмета также включает в себя такую важную сторону, как выяснение подлинности предмета, определение его музейной ценности.
        Подлинность доказывается сопоставлением всех признаков предмета. У неподлинных предметов единство признаков нарушено, что и доказывается исследователем. Музей интересуют также такие вопросы, как уникальность предмета, его эстетическая ценность, что имеет большое значение в экспозиционной и экскурсионной работе, в целом коммуникационной деятельности музея.
 2. Музейная коммуникация.
         Музей - это орган общественного сознания, он является посредником между современным человеком и музейным предметом как частью прошлого. В современных условиях общепризнана роль коммуникативных и образовательных функций музеев. На сегодняшний день музейная коммуникация осуществляется по таким видам деятельности, как экспозиционно-выставочная, экскурсионная, лекционная, организация массовых мероприятий, учреждений, рекламно-информационная. Коммуникационная деятельность музеев неразрывно связана с деятельностью музея как фирмы, оказывающей образовательные, консультационные услуги, занимающейся издательской деятельностью, изготовлением и реализацией произведений декоративно-прикладного искусства и т.д.
        Экспозиция призвана способствовать популяризации исторических знаний в целом и поддержанию интереса к конкретным историческим аспектам: истории края, истории города, учреждения; отдельного периода; истории развития определенного вида деятельности и т.д.
        Экспозиционная деятельность является особым видом музейной работы и находится на стыке фондовой работы и музейной коммуникации. Создание экспозиции основано на научных, эстетических и технических принципах. Таким образом, достигается органическое единство, необходимое для полноценного восприятия экспозиции. В соответствии с этими принципами экспозиция имеет научно-тематическое,  архитектурно-художественное и технико-рабочее решения.
        Основными компонентами экспозиции являются:
1) экспонаты (подлинные и муляжи);
2) группа научно-вспомогательных материалов, которую составляют:
 - гипертексты (тексты, сопровождающие экспонаты);
 - этикетаж (пояснения к экспонатам);
 - заголовки;
 - суперграфика (элементы дизайнерского оформления экспозиции);
 - фонокомментарии;
 - указатели (планы, схемы расположения экспозиции, передвижения по ней).
        В основе научно-тематического решения лежат экспонаты, а также содержание гипертекстов и надписей. Компонентами архитектурно-художественного и техно-рабочего решения, формирующими эстетический комплекс ансамбля, являются  экспозиционное оборудование, элементами которого являются конструк-ция, фактура, цвет, освещение, и  суперграфика.
        Практически каждый музей имеет как постоянную экспозицию, отражающую его профиль, в соответствии с определенной научной концепцией, так и временные выставки. Они могут  строиться как на собственных материалах музея, так и на поступивших из других собраний. Проведение временных выставок может происходить в зависимости от ряда параметров, важных с точки зрения музейной деятельности в целом. Выставки могут быть организованы по тематическому принципу (монографические - посвященные отдельной теме, мемориальные - посвященные одному событию, юбилейные и т.д.), в зависимости от характера экспозиционных материалов (фондовые, из других собраний, комплексные), от места размещения.  Временные выставки отражают направление научных исследований, научные достижения в изучении конктретных проблем, а также специфику межмузейных связей, уровень технической оснащенности музея, и зачастую бывают более привлекательны для посетителей, чем стационарная экспозиция, пробуждают интерес к музею, способствуют развитию музейной коммуникации.
        Экскурсионная работа - это специфически музейная и традиционная для музеев форма образовательной и воспитательной деятельности.
        В настоящее время расширяются сферы музейной коммуникации, появляются новые виды образовательной деятельности - лекции, уроки в музее, конкурсы, фестивали, праздники, спектакли. В настоящее время особое развитие получают такие приемы их проведения, которые позволяют создать особую атмосферу внутри музея, будят воображение посетителя, вовлекают его в непосредственное участие в музейном празднике, представлении, уроке и т.п. К этим музейным мероприятиям добавляются разнообразные виды неформального и дополнительного образования: кружки, клубы, лицеи, школы, музейные средства массовой информации.
        Подготовка экскурсии начинается с определения и разработки ее темы.  На этом этапе работа проходит в двух направлениях:
1) изучение источников и литературы;
2) изучение экспозиции музея, в первую очередь, музейных предметов.
        Следующий этап подготовки - составление плана экскурсии. В нем раскрываются  цель экскурсии, основные задачи, структура экскурсии (маршрут, тематические, организационные блоки), содержание текста, состав демонстрируемых экспонатов, состав дополнительных материалов, методы и приемы проведения экскурсии.
        При проведении экскурсии схематические записи раскрываются и дополняются в живой речи, свободном изложении содержания экскурсии, в сочетании с показом экспонатов и дополнительных материалов. В настоящее время используются разнообразные методы проведения экскурсий - демонстрационный, лекционный, экскурсия-беседа, экскурсия-сказка, комплексный и др., в зависимости от темы, материалов экспозиции и дополнительных средств, категории слушателей экскурсии. В ходе проведения экскурсий используются и сочетаются различные приемы, например:
1.  демонстрационный; это основной прием проведения экскурсии, когда  рассказ экскурсовода сочетается с показом; экскурсовод обращает внимание посетителей на отдельные объекты экспозиции, направляет на рассматривание конкретных деталей; таким образом, знания, полученные из рассказа экскурсовода, и уже имеющиеся у посетителей, дополняются и укрепляются с помощью зрительного восприятия;
2.  вопросно-ответный; способствует развитию самостоятельного логического мышления;
3.  игровой; в ходе экскурсии обыгрываются отдельные экспонаты и сюжеты, с ними связанные; применяется в работе с детьми, используя особенности детской фантазии.
         Развитие и обобщение практического опыта работы музеев, изучение музейного посетителя, воздействия экспозиции и экскурсии на посетителя, разработка форм и методов работы с посетителями являются сферами музейной педагогики и психологии.  Посетитель проявляет различную степень познавательной активности - от созерцания до целенаправленного поиска и интеллектуальной переработки информации. Это определяется следующими моментами:
- желанием познакомиться с материалами экспозиции, смотреть и слушать;
- имеющимся уровнем умения слушать и воспринимать;
- определенными психологическими особенностями;
- степенью подготовки, уровнем имеющихся знаний.
        Перечисленные параметры зависят от категорий слушателей, которые представляют обычно  школьники (младшие и старшие), обыватели и специалисты, жители данного  города и иногородние и т.д. В зависимости от категории слушателей снижается или повышается уровень сложности и полноты раскрытия темы, выбираются методы проведения экскурсии. В связи с этим необходимо изучение основ педагогики, а также знание определенных психо-физиологических особенностей человека, которые могут быть учтены при создании экспозиции и проведении экскурсии. Например, легче всего наблюдается верхний левый угол поля зрения. Отчет о том, что в нем содержится, наиболее точен. Выделяются единичные отличия среди многих черт сходства, а не наоборот. Наиболее удобен, как правило, левосторонний маршрут экскурсионного движения. Оптимальными для зрительного восприятия являются желто-зеленые тона. Красный и оранжевый цвета утомляют зрение, но, в то же время, концентрируют на себе внимание, и т.д.
        Эффективность коммуникационной деятельности повышает проведение разнообразных музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность. Среди наиболее популярных в настоящее время можно назвать музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Получили развитие также музейные форумы и фестивали, где представляются и обсуждаются проблемы историко-культурной направленности, в частности, охраны конкретных исторических памятников и в целом сохранения историко-культурного наследия. Такие мероприятия позволяют привлечь интерес широкой общественности к этим проблемам, задействовать максимальное число участников в их решении.

Литература
Андреев А.А. Психологические аспекты восприятия музейных экспозиций//Земля псковская. Древняя и социалистическая.-Псков, 1989.-С.7-9.
Выставочная деятельность музеев и картинных галерей.-М., 1972.
Выставочный аспект художественной жизни российских регионов: новые условия, участники. Проблемы взаимодействия.-Тверь, 1998.
Мазный Н.В. Кинетические принципы организации музейных выставок и проблема сохранения музейной специфики.-М., 1997.
Михайловская А.И. Местная история и краеведческий музей.-М., 1960.
Музееведение. Вып.1-Уфа, 1995.
Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. Пособие для вузов.Под ред. К.Г.Левыкина, В Хербста.-М., 1988.
Музей и школа. Пособие для учителя.-М., 1985.
Музейная эстетика и архитектура музеев.-М., 1972.
Основы экскурсионного дела в музеях.-М., 1976.
Изучение и научное описание памятников материальной культуры.-М., 1972.
Чинхолл Р. Музейная каталогизация и ЭВМ.-М., 1983.
 
 

Copyright АМТвГУ, 2002