Материал к экскурсии
"Древнерусская керамика Верхнего Поволжья"Материал к экскурсии


Керамика относится к разряду археологических находок наиболее часто встречающихся на раскопках. Устойчивость обожженного глиняного теста по отношению к разрушающим силам почвенных вод и ветра способствовала сохранению почти всего керамического материала древности. Повсеместное распространение глин, простота изготовления изделий дают большие возможности использовать этот материал для широких исторических исследований.Чаще всего до нашего времени доходят черепки от разбитой посуды, реже попадаются целые сосуды Что же такое керамика? 

        Согласно энциклопедическому определению,  керамика - это изделия и материалы. получаемые спеканием гпин и их смесей с минеральными добавками. Современные керамические изделия подразделяются на группы: бытовая и техническая посуда, строительные и кровельные материалы, так называемая художественная керамика, которая  включает в себя произведения прикладного искусства, скульптуру и т. д.
        Изобретение глиняной посуды было одним из последних изобретений человечества. Впервые люди стали использовать этот материал в неолите, последнем периоде каменного века (5-3 тыс. до н.э.). До этого времени "человек умелый" применял в качестве емкостей плоды деревьев, "посудой" служили каменные пластины, разного рода стержни, массивные орудия, кожа. Глиняная посуда каменного века имеет свои особенности. Несовершенные материалы и техника производства обусловили плохую сохранность керамических изделий. До нашего времени дошли только фрагменты горшков из грубого глиняного теста с характерным ямочно-гребенчатым орнаментом. От эпохи раннего железного века на территории Тверского Поволжья сохранилась посуда племен, так называемой, дьяковской культуры. Горшки все так же лепили без применения каких-либо технических приспособлений (вручную). Однако, с этой эпохи археологи находят уже почти полностью сохранившиеся сосуды.

Наиболее активно керамические изделия стали использовать в средневековье (VIII-ХVI вв.). Именно об этом периоде  и будет идти речь далее. Продукцией древнерусских гончаров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки. Основной наиболее широко используемой керамической посудой Древней Руси были кухонные печные сосуды - горшки, крынки, жбаны, миски, сковороды. Из глины изготовляли также всевозможные светильники, рукомойники, корчаги, амфоры и ряд подобных изделий.
        
        Коллекция глиняной посуды, представленная в Музее археологии ТвГУ, собрана в результате раскопок курганной группы у с.Избрижье Калининского района. Расположена она в 30 км от Твери вверх по течению р.Волги на левом берегу. В результате многолетних раскопок было собрано несколько тысяч фрагментов и 71 целый сосуд.
        Прежде чем говорить о тех горшках, которые представлены на стендах, остановимся на процессе производства глиняной посуды.
        Каким же образом пластичная податливая глина после обжига превращается в твердый, можно сказать неуничтожимый материал? Если посмотреть в микроскоп, то можно увидеть, что глина состоит из мельчайших шестиугольных пластиночек толщиной от 2 до 3 десятитысячных миллиметра. Атомы в них сгруппированы таким образом, что пластинки легко связываются одна с другой либо с молекулами воды.
        Керамическое производство, уходящее своими технологическими традициями в глубь тысячелетий, до последнего времени базировалось на довольно элементарной технической основе. Процесс производства керамики состоял из четырех последовательных операций.
1. Подготовка сырья для производства изделий, т.е. приготовление специальной глиняной массы.
2.Формовка, т.е. изготовление формы самого изделия.
3.Разнообразная обработка поверхности, имеющая как техническое, так и декоративное назначение.
4.Обжиг, который обеспечивает физико-химические превращения в материале и завершающий изготовление керамического изделия.
        Постепенно накапливая опыт в производстве гончарной посуды, древние мастера пришли к выводу, что для придания прочности и практичности посуде в глину необходимо добавлять различные примеси: песок, дробленый камень, слюду - для того, чтобы они были прочными;  траву, солому, мякину - для того, чтобы во время сушки и обжига сосуды сохраняли свою форму и не трескались. Производственные навыки людей передавались из поколения в поколение, и сейчас существует возможность реконструировать все этапы производства посуды по этнографическим данным. Современные археологи-экспериментаторы делают многочисленные попытки делать глиняную посуду по древним технологиям. Используются многочисленные способы  обработки  глины.  Материал подвергают дозреванию (на длительный срок, несколько месяцев, складывают - в специальные ямы),  обветриванию под открытым небом. Глину размельчают и  просеивают, добавляют воду. Она становится мягкой и пластичной. Затем замешивают глиняное тесто, добавляя в нее различные примеси.
        Теперь можно непосредственно приступать к лепке сосуда. Техника формовки сосуда постепенно прошла сложный процесс от ручной лепки до использования наиболее сложного приспособления - ножного гончарного круга. Славяне Тверского Поволжья в ХI-ХIII вв. частично лепили горшки вручную,  а доводили их до готового вида на легком ручном гончарном круге. Горшок начинают лепить с дна. Мастер на ладони формировал дно  сосуда из глиняной "лепешки". Затем из глиняных жгутов толщиной 1-2 см и длиной до 20-30 см лепил стенки, прикрепляя их по спирали или по кругу один к другому. Сформировав тулово, горшок устанавливали на подставку гончарного круга. Подставку предварительно посыпали песком для того, чтобы легче было снимать готовое изделие. Довольно часто следы этой подставки можно обнаружить на дне. Это так называемая закраина - небольшой выступ (до 2-3 мм) по диаметру дна. Затем специальными деревянными ножами, руками или пучком травы сглаживали стенки сосуда с наружной и внутренней стороны, удаляя неровности и шероховатости. Такой способ производства керамики получил название ленточно-жгутового. На гончарном круге ремесленник придавал сосуду форму, моделировал плечико, шейку, венчик. Итак, сосуд готов. Очень часто мастера делали клейма на дне горшков. Для этого на деревянной подставке вырезали различные знаки. Назначение клейм до конца не выяснено. Существуют многочисленные точки зрения по этому поводу. Клейма несут определенную смысловую нагрузку, являясь личной печатью ремесленника: 1)клейма - знаки гончаров, изготовлявших сосуды; 2)клейма - знаки заказчиков; 3)клейма имели религиозно-символическое значение; 4)клейма сначала имели только символическое значение, а потом превратились в знаки ремесленников, причем они могли быть и личными знаками гончаров, и знаками феодала, которому принадлежала ремесленная мастерская. Если исходить из символьного значения клейм, то можно предположить, что знаки наносили на сосуды для защиты их от порчи злых сил. У каждого из символов свое определенное значение.
        Крест - древний магический символ, существовавший задолго до христианства у самых различных народов. Первоначально форма креста имитировала древнейшее орудие для добывания огня, поэтому он стал универсальной религиозной эмблемой огня, а затем солнца как огня небесного. Как и огонь, солнце возрождается и умирает в процессе движения по небу. Крест как эмблема солнечного божества становится языческим очистительным символом воскресения и бессмертия задолго до христианства.
        Свастика - символ огня и солнца. По происхождению и содержанию близок к кресту. По внешнему виду отличается отростками, оканчивающими каждый луч, которые первоначально символизировали вращательное движение древнего приспособления для добывания огня, а затем, когда свастика стала символом солнца, обозначали его движение по небу.
        Триквест - знак огня, домашнего очага, три изогнутые отростка которого напоминают трепетные языки пламени.
         Крест в круге - идея о неразрывности связи небесного (солнце) и земного огня, затем идеограмма солнца.
Колесо - "солнце катится по небу".
         Розетка - эмблема солнечных богов. Связь животворящих солнечных лучей и обильного произрастания цветов и трав.
        Круг с вращающимися расчленением - вращающееся колесо-солнце.
        На избрижской посуде можно увидеть клейма в виде свастики, круга, различных модификаций ключей, розетки. На двух сосудах на дне видны одинаковые отпечатки в форме полумесяца диаметром около 1 см. Видимо эти горшки были произведены на одном гончарном круге, рукой одного мастера.
        Следующий этап лепки сосуда - обработка поверхности. Горшок заглаживают мокрыми руками, пучком травы или куском шкуры животного. Дают некоторое время подсохнуть на воздухе и затем наносят орнамент. В зависимости от того, каким орнаментом мастер украшает сосуд, используются и специальные инструменты: острая палочка, разнообразные штампики, гребенки, палочка с намотанной веревочкой; иногда встречаются ногтевые вдавления. Орнаментальный узор избрижской керамики состоит обычно из элементов, включающих простейшие геометрические фигуры: треугольники, прямоугольники, горизонтальные или волнистые линии. На одном сосуде встречается сразу несколько этих элементов. В большинстве своем это так называемый линейно-волнистый орнамент. У большинства сосудов орнамент нанесен на верхней части тулова (на плечике), но встречаются сосуды как без орнамента, так и почти полностью орнаментированные. Теперь подсушенный и украшенный орнаментом горшок необходимо обжечь в огне, чтобы придать ему необходимую прочность. По сведениям этнографов горшки, которые изготовлялись в каждой крестьянской семье, обжигались в печах, служивших для приготовления пищи. В городах, в ремесленных мастерских, существовали специальные печи для обжига керамики - горны, в которых достигалась очень высокая температура, и в результате этого керамическая посуда отличалась более высоким качеством. О том, каким образом был произведен обжиг сосуда,  можно судить по излому черепка, цвету сосуда. Светлый и однотонный черепок в изломе свидетельствует о хорошем обжиге посуды, высокой и устойчивой температуре в горне. Зачастую древние мастера не могли создать таких условий, ведь приходилось обжигать посуду и в русских печах. Поэтому черепок в изломе может иметь двух- и трехслойную окраску. Более темный, непрокаленный слой находится в центре излома.
        Для придания большей прочности готовому изделию, а отчасти в целях внешней привлекательности древние  мастера производили  химико-термическую обработку поверхности обожженной посуды. Это - каление, обваривание, чернение.
        Каление - способ придания изделиям большей прочности. Суть операции состоит в следующем. Когда сосуды нагреваются докрасна и обжиг их считается законченным, их извлекают по одному из печи палкой или специальными клещами и окунают в бочку с чистой водой. Подержав в ней горшок менее минуты,  его извлекают и оставляют остывать на воздухе. В результате закалки поверхность и излом сосуда слегка темнеют, становясь не кирпично-, а коричневато-красными.
        Обваривание - прием обработки, изменяющий цвет сосуда и придающий большую прочность за счет уменьшения пористости. Суть заключается в следующем. Раскаленные докрасна сосуды по одному извлекаются из печи и "купаются" в корыте или в бочке с теплым хлебным раствором. Когда вся партия обожженных сосудов обработана таким образом, ее вновь ставят в печь. Предварительно угли в печи сгребают в сторону. Печь закрывают заслонкой и только на следующее утро извлекают из нее сосуды. По другому способу, горшки оставляют остывать на воздухе.
        Чернение - способ придания изделиям темного цвета. Когда в горне или печи обжиг изделий закончен, то сосуды не извлекают из нее, как при обваривании, а оставляют там же. Подбросив в топку горна или в печь каких-либо горючих материалов, способных выделять большое количество дыма, печь наглухо "замуровывают" - забрасывают землей или замазывают глиной все щели, создавая условия для тления топлива. В результате готовое изделие приобретало характерную черную, а чаще серую окраску.
        После довольно подробного рассказа о технологии изготовления глиняной посуды можно перейти непосредственно к характеристике коллекций  керамики в нашем музее.
        По форме избрижская глиняная посуда является типично славянской: широкогорлые горшки с высоким плечиком и отогнутым наружу венчиком. Высота сосудов колеблется от 9 до 13 см, хотя встречаются и очень большие - 21 см. Диаметр самой широкой части тулова - от 12 до 18 см. Все сосуды изготовлены из красных глин, широко распространенных на территории Тверского Верхневолжья.
        Посуда сельского населения второй половины Х - начала XII в. имела различное функциональное назначение. Прежде всего, необходимо отметить, что вся посуда, представленная в нашей коллекции, является ритуальной. Каждый из этих сосудов находился в ногах умершего, в курганной насыпи, и служил емкостью для поминальной пищи. Одним из характерных примеров является глиняный горшок, найденный в захоронении маленькой девочки. На горле этого небольшого сосуда (до 10 см) хорошо видна железная гривна, помещенная туда в сакральных целях.
        Однако эту посуду могли использовать и в быту. Так, горшки - наиболее многочисленная группа сосудов - использовались как в качестве кухонной, так и в качестве столовой посуды. На использование их как кухонной посуды указывает наличие пригорелой пищи на внутренней стороне девятнадцати сосудов. Кринкообразные сосуды использовались для хранения жидкостей, в частности молока. Корчага применялась для хранения зерна и других сыпучих продуктов. Можно предположить, что сосуд на поддоне использовался для хранения меда или растительного масла.
        У большинства сосудов (около 60%) на тулове присутствуют пятна нагара, что свидетельствует об их активном использовании в приготовлении пищи. Есть и абсолютно чистые горшки. Возможно, их изготовляли специально для похоронного ритуала или для хранения холодных продуктов.
        По остаткам пищи, встречающимся в горшках, можно сделать вывод о том, что ели наши предки много столетий назад. Чаще всего это остатки пригорелой растительной пищи - всевозможные каши из пшеницы, проса, бобов, гороха и многих других культур. Иногда рядом с развалами горшков находят кости домашних животных: коз, овец. По всей вероятности, это остатки тризны  - поминовения по усопшему.
        Таким образом, глиняная посуда может рассказать нам очень много нового и интересного из жизни людей много веков назад.

Литература
Арсланова Ф.Х., Ковалец Ю.А. Посуда кривичей Избрижья//Керамика раннего железного века и средневековья Верхневолжья и соседних территорий.-Тверь,1991.-С.74-103.
Бобринский А.А. Гончарство Восточной Европы.-М.,1978.
Бобринский А.А. Древнерусский гончарный круг// СА-1962- ь 3.
Вершинский А.Н. Промыслы Примоложья//Верхнемоложская экспедиция.Вып.1.-Тверь,1927.-С.59-111.
Даркевич В.П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси//СА.-1969.-ь4.
Древняя Русь. Город, замок, село. Археология СССР. - М.,1985.
Розов Н. Народная техника гончарного производства в Тверской губернии (по материалам Верхневолжской этнологической экспедиции Российской академии материальной культуры)//Тверской край.-1926.-ь5.
Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси.- М., 1948.
Малыгина И.Н. К вопросу о гончарном промысле Тверского Верхневолжья (по материалам деревни Огибалово Тверской области)//Памятники истории и культуры Верхнего Поволжья.-Нижний Новгород,1991.-С.125-132.
 
 

Copyright АМТвГУ, 2002