План экскурсии
по теме "Костюм  населения Верхневолжья X-XIII вв.
(по  материалам курганного могильника Избрижье)"
        Цель экскурсии - рассказать о костюме древнерусского населения, представить археологические материалы,  характеризующие  внешний облик жителей  Верхневолжья X-XIII вв., и основанные на них реконструкции женского и мужского костюма.
        Метод проведения экскурсии - демонстрационный, с элементами беседы. Устное изложение темы сочетается с показом экспонатов - археологических материалов. Рассматривание экспонатов сопровождается пояснениями по каждому из них. Экскурсантам могут быть заданы вопросы*(см. в конце плана); высказанные по ним предположения и дополнительные факты, изложенные экскурсоводом, способствуют вовлечению слушателей в обсуждение темы и лучшему усвоению материала.
        Основные категории слушателей экскурсии - школьники старших классов, студенты младших курсов исторического факультета, студенты других факультетов (не исторических).
        Время проведения экскурсии - 1 час +_ 10 минут.
I. Вступление.
        Костюм является одним из важнейших элементов традиционной народной культуры. С одной стороны, он имеет практические цели - защищает от холода и зноя, дождя и ветра; с другой стороны, костюм - это символ, дающий представление о человека, которые его носит. Народная пословица гласит, что "по одежке встречают", то есть составляют первое впечатление о человеке по его внешнему виду. По костюму можно судить о территориальном происхождении, возрасте, семейном и имущественном положении человека, его занятиях и статусе в обществе.
        Складывание русского традиционного костюма началось еще в X-XIII вв., в период формирования древнерусской народности. Полные образцы костюмов того времени не могли дойти до нас в первоначальном виде, однако имеется большое количество разнообразных материалов, связанных с древнерусским костюмом - изображения людей, украшения и застежки, ткани и другие материалы, значительную часть которых предоставляет археология.
        Об одежде древнерусского сельского населения Верхневолжья свидетельствуют материалы погребений курганного могильника Избрижье (Х-XII вв.). Этот погребальный комплекс является одним из крупнейших и наиболее полно изученных древнерусских памятников на Верхней Волге. Верхневолжский  регион в X-XIII вв. находился на пересечении торговых и транспортных путей, связывая Новгородскую, Смоленскую и Владимиро-Суздальскую земли, что способствовало продвижению сюда населения с различными культурными традициями.
II. Основная часть.
 
Текст экскурсии элемент экспозиции, экспонат примечания (по элементам экспозиции, экспонатам)
Материалы 102 раскопанных погребений Избрижского могильника дают возможность  составить описание элементов погребальной обрядовой одежды, выделить варианты женского и мужского костюма. Стенд "Женская одежда" (1)
Стенд "Мужская одежда" (2)
Раскопки Избрижского погребального комплекса проводились с 1975 по 1996 гг. под руководством  Ф.Х.Арслановой и Е.В.Лагуткиной, силами сотрудников и студентов исторического факультета ТвГУ.
Одними из наиболее многочисленных категорий погребального инвентаря являются детали костюма, которые в большинстве случаев находят в погребении "на своих местах", там, где их полагалось носить. В основном это предметы из металла, стекла, камня и других материалов, хорошо сохраняющихся в земле, а также фрагменты текстиля, кожи, бересты, из которых шилась одежда, обувь, изготавливались головные уборы, пояса и другие детали.  Стенд 1 эксп. ь 8 На фото представлены мужское и женское погребения в курганах ь7
Женский костюм
Основным видом женских головных украшений во всем средневековом славянском мире были  височные кольца. Женщины из Избрижья носили, в основном, брослетообразные кольца с завязанными концами, изготовленные из тонкой серебряной проволоки. Кольца вплетались в волосы или прикреплялись к головному убору по несколько штук у каждого виска.
Стенд 1 эксп. ь 1
Вместе с ними женщины могли носить различные виды головных уборов. Девушки, вероятно, носили тканые и металлические ленты (венчики), которые  оставляли волосы открытыми. Из бересты изготовлялись закрытые, вероятно, кокошникообразные головные уборы, которые носили замужние женщины. Головные уборы могли украшаться металлическими бляшками, цветными бусами и бисером.*см. вопрос 1.
На рисунке представлена реконструкция женского костюма по материалам кургана 109.
Одновременно с височными кольцами женщины могли носить проволочные и бусинные колечки небольшого диаметра в ушах - предшественники современных серег. 
3-х узелковые кольца изготовлены из оловянистой бронзы. Узелки выполнены из тонких бронзовых спиралек
Костюм женщины дополнялся ожерельями из бус, шейными гривнами, браслетами, перстнями и разнообразными привесками.
Ожерелья составлялись из бус, изготовленных из разноцветного стекла, полудрагоценных камней (халцедона, аметиста, сердолика, хрусталя и др.), глины, металла, имевших различное происхождение. Золотостеклянные бусы, привозились из Византии,
сердоликовые - из Средней Азии.
Из стран Ближнего Востока (Сирии, Египта) поступали на Русь разноцветные стеклянные и фаянсовые бусы. При составлении ожерелий учитывался цвет, материал бус. Часто составлялись 2-х цветные ожерелья (например, желтые золотостеклянные + красные сердоликовые).
Есть примеры, в которых чередуются бусы 3-х и более цветов. Часто в такие ожерелья включались монетовидные привески. Сочетание разных цветов с блеском металла создавали впечатление яркости и пестроты.
*см. Вопрос 2 
Стенд 1 эксп. ь 2-7

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Ожерелье составлено из разноцветных стеклянных, золото- и серебростеклянных и сердоликовых бус и серебряных монетовидных привесок с солярным орнаментом
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Разнообразные привески (бубенчики, трапецевидные, зооморфные, цепочки и др.), характерные для финского и балтского населения, включавшиеся в состав костюма населения Верхневолжья X-XIII вв., свидетельствуют о сложном этническом составе формирующейся древнерусской народности.  Стенд 1, эксп.  ьь 3, 6, 7 Привеска-"конек", бубенчики с шариком внутри изготовлены из бронзы
Мужской костюм
Детали костюма в мужских погребениях менее разнообразны и многочисленны. В основном это застежки и предметы поясной гарнитуры. В соответствии с таким набором вещей выявляются такие части мужской одежды, как плащ, застежкой для которого была фибула.
Стенд 2, эксп. ь 1 серебряная фибула найдена вместе с остатками шерстяной ткани
Плащ-"корзно" упоминается в древнерусских летописях как одежда воина - князя или члена княжеской дружины. Интересно, что существовали, по-видимому, различные способы застегивания плащей и, соответственно, из покроя. Реконструируются плащи с застежкой на плече, и с застежкой сбоку, чуть выше пояса. Во втором случае одна рука (как правило, левая) полностью закрывалась, другая (правая) оставалась полностью свободной. на реконструкции по материалам кургана 107 Избрижья представлен мужской плащ синего цвета, застегнутый фибулой на плече
Неотъемлемой частью мужского костюма являлся пояс, изготавливавшийся из кожи или ткани. Пояс застегивался металлической пряжкой, или завязывался, к нему крепились поясные кольца и разнообразные бляшки. По этнографическим данным, наличие пояса отмечало социально-возрастной статус человека, его принадлежность к взрослым мужчинам - создателям материальных благ, защитникам, играющим ведущую роль в решении коллективных дел семьи и всей общины. Пояс также имел охранительное значение, оберегал от дурного влияния других людей и потусторонних сил, помогал в совершении различных дел. Стенд 2, эксп. ь 5 Поясные наборы включают по одной  бронзовой пряжке и по два поясных кольца
В кургане ь 115 Избрижского могильника была найдена пряжка со схематическим изображением маски одноглазого существа, возможно, связанного с религиозно-мифологическими представлениями о воинской удаче, мудрости, что прослеживается во многих сюжетах средневековой европейской мифологии (скандинавской, германской и др.).  Стенд 2, эксп. ь 5
К  поясу крепились разнообразные орудия труда и предметы быта, которые были постоянно необходимы мужчине: ножи, кресала и кремни, монеты, носившиеся в тканых или кожаных мешочках - кошельках. Не чужды мужчинам были и украшения - браслеты, перстни, а также серьги, которые носились в одном ухе. Мужчинами из Избрижья носились в ушах маленькие колечки (до 1,5 см в диаметре) из бронзы, и даже из золота. Ношение серег мужчинами в эпоху средневековья подтверждается письменными источниками (вспомним хотя бы знаменитое описание князя Святослава, носившего в ухе золотую с жемчужиной серьгу). Обычай носить серьги у мужчин  дожил до позднего средневековья и еще в начале ХХ века сохранялся в русских деревнях, считаясь признаком ухарства и боевитости. 
Стенд 2, эксп. ь 5
На реконструкции изображен пояс с подвешенными на нем ножом, кошельком, железным стержнем, точильным ножом.
Покрой и материал одежды
Плохая сохранность текстиля не позволяет точно воссоздать покрой платья, количество предметов одежды в каждом погребении. Привлекая этнографические данные, письменные свидетельства и реконструкции костюма по археологическим материалам соседних территорий, можно сказать, что женская одежда было многослойной: одновременно могли носиться нижняя одежда (рубаха, сорочка, "срачица" в письменных источниках) и верхняя одежда. Средневековая одежда имела туникообразный крой: изготавливалась из 2-х основных полотнищ. Сорочка имела небольшой разрез спереди по вороту. В конце XI-XII вв., по-видимому, начинает складываться русский традиционный вариант оформления ворота и горловины - воротник-стойка и разрез сбоку (как у "косоворотки"), застегивавшиеся на несколько пуговиц. В качестве пуговиц могли использоваться бусы, особенно каменные и металлические, привески-бубенчики. Такие рубахи могли носить как мужчины, так и женщины. Верхняя женская одежда, вероятно, могла напоминать сарафан глухого покроя. Такой вид одежды был характерен для финно-угорского средневекового населения и мог быть воспринят в среде формирующейся древнерусской народности. Края одежды (по вороту, рукавам, подолу) обшивались лентами с разноцветными ткаными узорами.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Фрагменты шерстяных тканей сохранились в погребениях вместе с металлическими предметами

Женская одежда из кургана 109 была обшита ткаными на дощечках лентами из красных и синих шерстяных нитей

Обувь
Обувь редко сохраняется в погребениях, также как и текстиль. Тем не менее, можно предположить, что в древнерусских деревнях носились плетеные лапти, о чем свидетельствуют находки кочедыков, а также различные виды кожаной обуви. Короткая обувь - поршни - носились как женщинами, так и мужчинами (в сочетании с онучами). Мужской обувью были сапоги с мягкими голенищами, стягивавшимися у колен с помощью ремешков и металлических колец. Об этом свидетельствуют находки в погребениях обувных колец в районе колен.

III. Заключение.
        Материалы древнерусских погребений показывают наличие более и менее богатых различными деталями костюмов. Различия в костюмах зависели от возрастных, имущественных и других  характеристик их обладателей (*см. Вопрос 3).
        Хронологические изменения в костюме происходили в сторону упрощения, постепенного исчезновения украшений. Яркой иллюстрацией этого процесса является эволюция женского головного убора. Наиболее богатый головной убор является наиболее ранним в Избрижском некрополе. Постепенно упрощается форма височных колец, уменьшается их количество. Преобладающими для большинства погребений некрополя становятся браслетообразные височные кольца с одним завязанным, другим прямым концом. Уменьшается количество металлических украшений в целом. В Избрижье складывается ?стандартный? для конца XI-XII вв. набор украшений женского костюма: головной убор с браслетообразными височными кольцами (по 1-2 штуки у каждого виска) и нитка бус. Возможно, что "узорочье" древнего костюма постепенно переходит в вышивку.
        Наблюдения за изменениями в костюме дают возможность выявить процесс  унификации населения, сложения общерусских традиций в материальной культуре.

Вопросы, задаваемые при рассмотрении экспонатов и обсуждении отдельных тем, и дополнительные сведения:
 
Вопросы  Дополнительные сведения
1. Какие еще способы ношения височных колец могли использоваться? В ушах, т.к. найдены кольца, продетые в сохранившуюся кожу человеческих ушей.
2. Как Вы думаете, кем составлялись ожерелья из бус? По какому принципу подобраны бусы в ожерелье (стенд 1, эксп.ь6)? Могли составляться на месте производства, продажи и хозяйкой ожерелья.
3. Носилась ли подобная одежда при жизни? Возможно, хоронили в праздничной или ритуальной одежде, которую не носили повседневно.

Литература
Арсланова Ф.Х. Языческие символы в одежде женщины первой поло-вины XI в. // Проблемы изучения эпохи первобытно-сти и раннего средневековья лесной зоны Восточной Европы. -Вып.1.- Иваново, 1994.- С.72-80.
Древняя одежда народов восточной Европы. М., 1986.
Левашева В.П. Височные кольца //Очерки по истории древнерусской деревни X-XIII вв.Труды ГИМ.Вып.43.- М.-Л.,1967.
Левашова В.П. Венчики женского головного убора из курганов X-XIIвв.// Славяне и Русь - М., 1968.-С.91-94.
Мурашева В.В. Реконструкция облика древнерусского наборного пояса X-XIвв. (по материалам "дружинных" курганов)// Археологический сборник. Погребальный обряд.Труды ГИМ.Вып.93.-М., 1997.- С.71-79.
Сабурова М.А. Древнерусская одежда // Древняя Русь. Быт и культура. Археология СССР.-М., 1998.
Сабурова М.А. Женские головные уборы у славян // СА-1974-ь 2.- С.85-97.
Сабурова М.А. Погребальная древнерусская одежда и некоторые вопросы ее типологии // Древности славян и Руси. -М., 1988. -С.266-272.
Сабурова М.А., Елкина А. К.  Детали древнерусской одежды по материалам некрополя г.Суздаля // Материалы по средневековой археологии северо-восточной Руси. -М., 1991.- С.53-12.
Седов В.В. Очерки по археологии славян.- М., 1994.
Степанова Ю.В. К изучению древнерусского костюма населения Тверского Поволжья. По материалам Избрижского некрополя// Славянский мир. Проблемы изучения.- Тверь, 1998.- С.17-26.
Хвощинская Н.В. Новые данные о мужской одежде населения западных окраин Новгородской земли // КСИА.Вып.179.- М.,1984.- С.39-44.
 
 

Copyright АМТвГУ, 2002