Материал к экскурсии
"Ранний железный век на территории"
Тверского Верхневолжья"
        В I тыс. до н.э. население лесной полосы начинает активно использовать железо для производства орудия труда и оружия. Поэтому эпоха рубежа тысячелетий получила название раннего железного века. Основная археологическая культура раннего железного века, распространенная на Верхней Волге - дьяковская.
        Финноязычное население Верхней Волги в I тыс. до н.э. существовало рядом с балтийскими племенами. Эти племена не могли жить изолированно друг от друга. Торговые и хозяйственные контакты привели к возникновению новой культурной общности на территории Верхней Волги. Особенно сильными эти процессы были в пограничных областях. Взаимодействие этих двух этносов привели к появлению нового населения. На основе населения финно-балтского облика при сильном влиянии племен, пришедших с Верхнего Днепра на Верхней Волги формируется дьяковская культура.
        На территории Тверской области    насчитывается 550 археологических памятников, относящихся к раннему железному веку ( VIII-VII вв. до н.э. - VI-VII вв. н.э.) Это 233 городища и 317 селищ. Количественно памятники дьяковской культуры преобладают в юго-восточных районах области. К числу наиболее изученных поселений дьяковцев на Верхней Волге относятся   городища Пентурово (Старицкий район), Поминово (Калининский район), Топорок (Конаковский район), Графская Гора (Кимрский район).
        Основные   исследователи памятников раннего  железного   века - А.Д.Максимов, К.А.Смирнов, И.Г Портнягин и др.
        Известны поселения дьяковцев, погребальных комплексов мало. Поселки дьяковцев были укрепленными (городища) и неукрепленными (селища). Первые существовали, как правило, на возвышенных местах при слиянии рек и ручьев, на мысах озер. Они специально укреплялись земляными валами и рвами, которые выглядят внушительно и в настоящее время. Нередко высота валов и глубина рвов достигала нескольких метров. Раскопками установлено, что по краю площадки городища всегда сооружались дополнительные деревянные укрепления в виде плетня, тына или частокола. В те далекие времена это были неприступные крепости.
        По наблюдениям ученых на одном таком поселении проживало около 50 человек. Этнографические данные свидетельствуют, что это соответствует  большой семье, когда условия жизни диктовали одновременное проживание вместе нескольких поколений. Отдельная парная семья не могла еще выжить вне большого коллектива, однако она существовала самостоятельно на территории одного поселка и имела свое жилище. На изученных городищах было встречено сразу несколько жилищ площадью  16-20 кв.м,  существовавших  одновременно.  Они представлены разными типами: землянки, полуземлянки и наземные дома срубной конструкции. Дома имели как односкатные (землянки и полуземлянки), так и двускатные (срубные постройки) крыши. Располагались они, как правило, в центральной части поселка, но нередко прижимались и к краям площадки городища, оставляя свободной центральную часть для хозяйственных целей (загон для скота). Устройство и интерьер жилищ были простыми. В центре очаг из глины или камней, вдоль стен нары и лавки. Были, очевидно, полки, полати, столы и другая мебель.
        Обработка металлов в это время достигает высокого уровня. Бронзолитейное и железоварильное производство занимает свое определенное место на территории поселка, связанное, как правило, с отдельными   хозяйственными   постройками.   Плавили   железо сыродутным способом в специальных печах. Использовали болотистую руду, широко распространенную на территории области. Однако качество сырья было низким, сам процесс плавки несовершенным, и, следовательно, качество производимых изделий оставалось плохим. Тем не менее, появляется большое количество специализированных инструментов, особенно в конце существования дьяковской культуры.
        Продолжало развиваться и керамическое ремесло. Однако оно остается примитивным. Люди не научились еще использовать гончарный круг и специальные печи для обжига посуды. Невзрачные серые горшки украшал так называемый текстильный орнамент, образовывавшийся после формирования тулова сосуда при помощи куска ткани.
        В отличие от предшествующих эпох у дьяковцев преобладал производящий тип хозяйствования (в бронзовом веке основным занятием населения оставалась охота, рыбная ловля - присваивающий тип). Земледелие и скотоводство имеют преобладающее значение. Дьяковцы разводит мелкий и крупный рогатый скот. В I тыс. до н.э. появляются специализированные сельскохозяйственные орудия труда: серпы, пахотные орудия. Земледелие было подсечно-огневым. Для того, чтобы расчистить участок леса под пашню, лес вырубали. Без железного топора это было бы сделать очень трудно. Когда деревья высыхали, их поджигали и в удобренную золой почву сеяли зерно. Через несколько лет плодородие почвы иссякало, поле засорялось сорняками. Люди оставляли это поле и осваивали новые участки леса. Заброшенное поле зарастало и через несколько десятков лет земледельцы могли вернуться на прежнюю пашню.
        Необходимо отметить, что дьяковцы   были хорошими охотниками и рыболовами. На городищах и селищах археологи, часто находят  железные крючки и остатки рыболовной снасти. Охотились дьяковцы преимущественно на пушного зверя. Добытый мех активно использовался в товарообмене с соседними племенами и торговцами из далеких стран Востока и Запада. Об этом свидетельствуют находки украшений, характерных для культур с более высоким уровнем развития производства - ожерелья из бус, высококачественное бронзовое литье.
        С началом освоения железа меняется не только тип хозяйствования древних племен, меняется и социальная организация общины. В земледелии и скотоводстве большее значение приобретает мужской труд. Главой рода становится мужчина, с этого времени родство передается только по мужской линии. Это отражается и в религиозных представлениях. На поселениях дьяковской культуры, наряду с фигурками людей и животных, находят большое количество загадочных глиняных предметов с разнообразным орнаментом. В стилизованных изображениях угадываются люди, животные, небесные светила, иногда даже отдельные сцены из жизни. Стилизованные женские фигурки ученые связывают с развивающимся в этот период времени земледелием, они являются олицетворением домашнего очага в образе "хозяина" или чаще "хозяйки" очага. Много подобных предметов археологи находят в местах захоронений дьяковцев - "домиках мертвых". Это и небольшие глиняные сосудики в несколько сантиметров высотой и дьяковские грузики, о назначении которых ученые так и не пришли к единому мнению. Возможно эти глиняные грузики, по форме напоминающие многолепестковую ромашку и зачастую украшенные орнаментом из точек и черточек, использовали в прядении и ткачестве. Вероятно, они могли иметь глубокий магический и символический смысл. Было высказано также предположение, что эти грузики дьяковцы использовали для операций в товарообмене. Грузики служили своеобразными гирьками, имеющими определенное весовое значение. Вес каждой из них определялся по количеству точек в орнаменте.
        История дьяковского населения известна нам, главным образом, по остаткам поселений. Многолетние поиски могильников на территории Тверской области до сих пор не увенчались успехом. Открытые же могильники в Ярославской и Московской областях немногочисленны. Хронологически они охватывают  не весь период существования дьяковской культуры, а лишь ее финальную часть (V-VП вв.н.э.). Интересно устройство этих могильников. Они представляли собой небольшой сруб с крышей, который закрывал специально вырытую в земле прямоугольную камеру - коллективную усыпальницу для умерших. Обряд трупосожжения, существовавший тогда, позволял поместить в один такой "домик мертвых" до несколько десятков погребений. Остатки сожжений помещались, как правило, в отдельные сосуды и часто перекрывались сверху другими. Глиняные горшки ставились на полки вдоль стен этого домика. Высота постройки, как правило была небольшая, что свидетельствует о  нежилом назначении сруба, домик размещался в центре поселка. Однако зачастую такие "домики мертвых" размещались вдали от поселений, в священных лесных чащах. Именно поэтому трудно найти места захоронений дьяковцев. Первые славянские переселенцы часто находили такие домики с остатками человеческих костей в лесной глуши. Это наводило ужас на славян, что послужило основой для сказаний о коварной злой ведьме "бабе Яге", живущей в лесу и заманивавшей путников в свою избушку.
        Некоторые ученые предполагают, что дьяковцы оставляли своих умерших сородичей на ветвях деревьев (такой обычай существовал у некоторых сибирских народов в более поднее время) поэтому так мало находят захоронений дьяковцев.
        Участники археологической экспедиции ТвГУ принимали непосредственное участие в исследовании дьяковского городища и селища у с.Избрижье Калининского района. Материалы, собранные в результате этих работ представлены в выставочном шкафу "Дьяковская культура" Археологического музея ТвГУ.
        Городище и селище располагаются на левом берегу р.Волги. Селище вытянуто узкой полосой вдоль высокого берега реки. Городище расположено в 200 м на северо-запад от селища на мысу, образованном при впадении р.Избрижки в р.Волгу. В ходе раскопок селища удалось выявить остатки жилища, хозяйственных ям, открытых очагов со скоплениями костей животных, фрагментов сетчатой и гладкостенной керамики. Были найдены этноопределяющие грузики дьякового типа, железные с горбатой спинкой ножи, втульчатое тесло, рыболовный крючок, обломок остроги, фибула, а также бронзовые украшения - умбовидная привеска и браслет. Особого внимания заслуживает костяной гребень. Он завершен двумя стилизованными головками, обращенными в противоположные стороны. Подобные гребни были распространены на западе - между Вислой и Эльбой, где бытовали во второй половине V-VI вв.
        Площадь Избрижского дьяковского городища составляет около 1300 кв.м. Остатков оборонительных сооружений на памятнике не прослежено. Городище расположено на холме с крутыми высокими склонами. Юго-восточная его часть ограничена оврагом. Планомерных раскопок на городище не проводилось. Это тем более вызывает сожаления, поскольку постепенно городище разрушается и многие интересные факты истории родного края рубежа тысячелетий уходят в небытие.
        В VI-VII вв.н.э. дьковские племена исчезают как самостоятельное этнокультурное образование. Причиной тому была славянская колонизация Тверского Поволжья племенем кривичей. На основе мирных контактов и культурного взаимодействия дьяковцы (а численно они были значительно меньше славян) "растворяются" в массе славянского племени кривичей.

Литература
Дьяковская культура.- М., 1974.
Краснов Ю.А., Краснов Н.А. Погребальное сооружение на городище "дьякого типа" // Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы.- М., 1978.-С.140-153.
Максимов А.Д.  Краткие итоги и перспективы изучения памятников раннего железного века Тверской области // Тверской археологический сборник - Вып.1 - Тверь, 1994.-С.108-116.
Розенфельдт И.Г. Древности западной части Волго-0кского междуречья в VI-IX вв.-М.,1982.
Розенфельдт И.Г. Об одном типе позднедьяковских племенных украшений // Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы.- М., 1978.-С.158-165.
Смирнов К.А. К вопросу о систематизации грузиков "дьякова типа" с Троицкого городища. МИА. ь 184.-М.,1971.
Смирнов К.А. Погребальный обряд дьяковской культуры // СА. -1990.-  ь 2.-С.51-62.
Третьяков П.Н. Финно-угры, балты, славяне на Днепре и Волге.- М.-Л., 1966.Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР. - М., 1987.
 
 

Copyright АМТвГУ, 2002